С недавних пор, болезненным весенним обострением стал интерес к ЕГЭ как показателю образованности выпускника школы. Болезненного, поскольку практически всеми осознаются противоречия между растущим осознанием необходимости нравственного развития учащихся и существующим перекосом в их подготовке, ориентированной преимущественно на прагматическую цель набрать нужное количество баллов по тесту; между потребностью выпускника владеть целостной картиной мира и дифференцированным изучением различных предметов, что отражается в узости кругозора и косности мышления при говорении на родном и иностранном языках и др. «Поразительно, – рассуждает профессор Е.И.Пассов в одной из своих монографий, – но при почти полном пренебрежении к вопросам о том, чему и как учить, учёные чиновники ведут нешуточные баталии на тему, как проверять выпускников и абитуриентов». Налицо разрыв между сущим и должным.
Единый государственный экзамен – это попытка стандартизации. А под стандартом у нас подразумевают «минимум, которым должен владеть выпускник школы», что стратегически неверно! Ориентируя на минимум (от имени государства!), мы обрекаем ученика на позицию «с меня и этого достаточно», что для процесса познания – гибельно.
К чести лучших школьных учителей следует отметить, что они готовы и делают невозможное возможным: при ограниченности ресурсов создают условия для формирования субъектной позиции ученика, не допускают проявления ксенофобии, целенаправленно готовят к диалогу как условию существования в мире с его многообразием культур и систем ценностей. У школы есть ограничения по времени, сколько оно (основное образование) способно вложить в этот период, столько и получает школьник. Сверх «стандарта», способен дать тандем школьного и дополнительного образования.
Но есть одно «но»: новые нормы сдачи ЕГЭ выгодны компаниям, специализирующимся на курсах подготовки к экзаменам. Так, например, курсы по подготовке к ЕГЭ по английскому языку, за год обучают техническим приемам сдачи ЕГЭ, но не дают главного – искусства свободного общения на английском языке. А ведь именно это умение позволяет расширить круг знакомых в разных концах света, дает свободу путешествий по миру, помогает успешно учиться в вузах, повышает конкурентоспособность при приеме на работу в крупные компании.
Не все так плохо, в России и, в частности, в нашем центре дают системные знания английского языка. Так, например, Сургут, благодаря Лингва-Центру – единственный город в округе, куда ежегодно приезжают эксперты из Английской школы Globe (аккредитованной Британским Советом образования), принимающие у сургутских школьников экзамены на знание не только английского языка, но и культуры других стран.
Экзамены в Лингва-Центре происходят в формате «общения» и простроены таким образом, что при беседе выявляются все важные аспекты, такие как лексика, грамматика, говорение. И образование Лингва, дает выпускникам гуманитарный капитал, который позволяет свободно, раскрепощено говорить с незнакомым англичанином на различные темы, быть интересным собеседником.
Лингва удовлетворяет потребности общества, давая ученикам стандарт знаний для успешной сдачи экзаменов и воспитывает нравственные качества, обеспечивающие умение вести диалог культур.